Погода город Любань

Люди, связанные с Любанью

  • Болотов, Алексей Павлович — учёный-геодезист, похоронен в Любани
  • Мельников, Павел Петрович — автор проекта Николаевской железной дороги и первый министр путей сообщения России, похоронен в Любани
  • Рябушкин, Андрей Петрович — русский живописец, в 1957 году его прах был перенесён на Любанское городское кладбище
  • Руднев Всеволод Фёдорович — русский контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»
  • Серебряков, Аполлон Алексеевич — третий начальник железной дороги Москва — Санкт-Петербург
  • Чернышевский, Николай Гаврилович — летом 1860 года жил и работал в Любани
  • Эрджигитов, Туйчи — Герой Советского Союза, в честь него названа одна из улиц города Любань, похоронен в братской могиле в Любани

Транспорт

Через город проходит железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва. На станции Любань останавливаются большинство проходящих через неё пригородных электропоездов.

Через город проходит следующие автодороги:

  • М10 (E105) «Россия» (Санкт-Петербург — Москва)
  • Р-41 Луга — Павлово

От станции Любань отправляются автобусы 9 пригородных маршрутов, которые обслуживает ООО «АТП № 4 „Тосноавто“». Маршруты №№ 320 и К-320 связывают Любань с Тосно.

Экономика

Ведущее предприятие Любани — леспромхоз (производство фанеры, мебели, лесоматериалов). Сохозы: «Агротехника», «Любань», которые поставляют сельскохозяйственную продукцию в г.Санкт-Петербург и другие регионы России.

Демография

Численность населения на 14 октября2010 года составляет 4188 человек[1]. Любань является одним из самых маленьких городов России[10][11][12]. Демографическая ситуация характеризуется естественной убылью населения:

e1915b3e22eca249f0dfbaad238e9810.png

История

Первое упоминание о Любани содержится в новгородской «Переписной окладной книге Водской пятины» за 1499 год.

2 января1711 года был учреждён почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, проходящий через Любань. Одна из глав «Путешествия из Петербурга в Москву»А. Н. Радищева посвящена Любани (глава «Любань»).

На карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года упоминается, как деревня Любани[2].

Весной 1843 года между Санкт-Петербургом и Москвой началось строительство железнодорожной магистрали, в 1849 году через Любань прошёл первый пассажирский поезд, а в 1850 году построено здание железнодорожного вокзала.

В 1867 году рядом с вокзалом была построена церковь по проекту архитектора К. А. Тона.

В 1868 году была построена первая железнодорожная школа.

В 1880 году в Любанской церкви был похоронен автор проекта Николаевской железной дороги и первый министр путей сообщения РоссииП. П. Мельников. В 1954 году его прах перенесли в сквер у здания вокзала, а в 1955 году был установлен бронзовый памятник — бюст П. П. Мельникова работы скульптора Епифанова.

К середине XIX века Любань становится волостным центром Новгородского уездаНовгородской губернии.

В 1884 году в Любани начались регулярные гидрометеорологические наблюдения. Сейчас здесь расположена гидрологическая станция I разряда[3].

В 2-х усадьбах при деревне: Строений — 18, в том числе жилых — 9. Винокуренный и кирпичный заводы, 1 ветряная и 1 паровая мельница, 1 пекарня. Число жителей по приходским сведениям 1879 г.: 6 м. п., 3 ж. п.; (1884 год)[4]

Сборник же Центрального статистического комитета описывал её так:

ЛЮБАНЬ — деревня бывшая владельческая при реке Тигоде, дворов — 43, жителей — 183; часовня, 6 лавок, 2 трактира, винокуренный завод, водочный завод, кирпичный завод, базар по воскресеньям и средам. (1885 год)[5].

Согласно данным первой переписи населения Российской империи:

ЛЮБАНЬ — поселение при ж.д. станции, православных — 1997, мужчин — 1191, женщин — 1094, обоего пола — 2285. (1897 год)[6]

В 1912 году Любань получила статус города.

В 1927—1930 годах Любань была административным центромЛюбанского района Ленинградской области.

В 1930 году вошла в состав Тосненского района.

По данным 1933 года город Любань являлся также административным центром Любанского сельсовета Тосненского района, в который входили 10 населённых пунктов: деревни Болотница, Бородулино, Веретье, Ильинский Погост, Любань, Малая Кунесть, Большая Переходная, Малая Переходная, посёлок Верваренский и село Померанье, общей численностью населения 1831 человек[7].

По данным 1936 года в состав Любанского сельсовета входили 19 населённых пунктов, 700 хозяйств и 6 колхозов[8].

В 1939 году любанский храм был закрыт и стал использоваться как склад. Во время оккупации в нем возобновились богослужения, после проведения первоочередного ремонта (в 1941 году храм был поврежден взрывом авиабомбы, которая проломила купол и взорвалась в центре храма). Однако после освобождения города верующим было отказано в регистрации общины, и до 1989 года храм разрушался. Около церкви похоронены воины, погибшие во время обороны и освобождения Любани.

В 1941—1944 годах Любань была оккупирована[9].

К началу 1950-х годов город был почти полностью восстановлен.

В 1989 году началось восстановления храма святых апостолов Петра и Павла, а 17 сентября1999 года состоялась торжественная церемония его освящения. Прах П. П. Мельникова торжественно перенесён в нижний придел храма в 2000 году.

1 января2006 года образовано муниципальное образование «Любанское городское поселение», Любань стала его административным центром.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий