Население Павлово на 2021

Из истории

Первое письменное упоминание об этой местности встречается в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. Именно этот год и считается датой основания города.

В Остроге, основанном Иваном Грозным, селились не только стрельцы, но и ремесленники — кузнецы и жестянщики, медники и бочары, горшечники и другие мастера. Развитию металлообрабатывающего промысла способствовало наличие месторождений металла в Выксе и муромских лесах, а также обилие хвойного и лиственного леса, из древесины которого получали необходимый в кузнечном деле уголь. Навыки изготовления металлических предметов передавались от поколения к поколению.

Изделия, выполненные местными кустарями, славились по всей России и за ее границей. Первоначально здесь трудились оружейные мастера и замочники, а в XVII веке с разделением труда в городе стали создавать складные, перочинные и многопредметные ножи и вилки с черенками из перламутра, кинжалы и бритвы. Во время Крымской войны начинается производство медико-хирургического инструмента.

Трудно себе представить, но в начале XX века ежегодно в Павлове выпускалось около 37,5 миллионов висячих замков и 72 миллиона ножей и вилок, а также большое число ножниц, напильников и весовых коромысел.

Однако, главным препятствием развития отрасли было отсутствие железной дороги. Это приводило к тому, что в город было сложно приехать покупателям, невозможно было быстро отправить и выполненные заказы. Использовался гужевой транспорт, а в период ледохода и распутицы сообщение с другими городами и вовсе останавливалось.

Все это привело к тому, что местные мастера проиграли конкурентную борьбу с прибалтийскими производителями.

В 1901 году было решено соорудить железнодорожную магистраль из Петербурга до Среднего Поволжья, которая затем должна была пройти в Среднюю Азию. Местные предприниматели хотели использовать представившийся им шанс и отстояли вариант маршрута, проходящего через Павлово.

Вместе с тем, споры о месте расположения железной дороги продолжались в течение нескольких лет. Когда же началась Первая Мировая и Гражданская война, то стало ясно, что денег ни на один из предложенных проектов выделено не будет.

Строительство стало вестись на средства, собираемые с предпринимателей Павлово и близлежащих населенных пунктов — Богородска и Ворсмы. Также добровольно-принудительную помощь оказывали и государственные предприятия района.

Первый грузовой состав прибыл в Павлово 7 ноября 1927 года. Однако, в дальнейшем строительство железной дороги продолжено не было. Ветка так и осталась тупиковой, а предприниматели города так и не получили прямого доступа к основным железным дорогам страны.

Кроме металлообработки, горожане с успехом занимались разведением певчих птиц, а также садоводством и огородничеством, ими были выведены особые комнатные сорта инжира, лимона и мандарина. В городе установлен памятник павловскому лимону.

После революции на основе кустарных мастерских было образовано несколько крупных предприятий, в том числе и существующие в настоящее время инструментальный завод и завод художественных металлоизделий имени Кирова.

Всем известен и завод, выпускающий автобусы марки ПАЗ, среди которых есть модели, не имеющие аналогов в мире. Это горные автобусы ПАЗ-672Г и полноприводные автобусы ПАЗ-3201 на агрегатах грузовика ГАЗ-66.

С 1918 года Павлово стал уездным городом Нижегородской губернии, с 1929 — районным центром Нижегородского края (с 1936 года — Нижегородской области).

Код города Павлово:

83171

Почтовый индекс:

606100(основной), 606101, 606103, 606104, 606106, 606107, 606108

Достопримечательности

Усадьба Гомулина

В городе находится усадьба Гомулина, являющаяся объектом культурного наследия регионального значения, соответствующее решение было принято в 1983 году[4].

Дом Е. Е. Алипова — ул. Нижегородская, 3. Построен в начале XIX века. Сама улица неоднократно упоминается в «Павловских очерках» В. Г. Короленко.

Известностью пользуется культура комнатного лимона[5], выведенного в Павлове.

Развлекательный центр с кинотеатром «Спартак» Дворец культуры Здание Павловского филиала ННГУ Торговый центр «Citron»

Название города

Во всех исторических документах встречается два варианта названия города — Павлов Острог и Павлов Перевоз. С этими именами связаны следующие легенды:

  • В середине XVI века после покорения Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным сохранялась угроза нападения крымских татар и степняков. По этой причине вдоль границы Московского княжества возводились города-крепости. По приказу царя Ивана Грозного на крутом берегу Оки, в районе Спасской горы, откуда хорошо просматривалась местность в южном и юго-восточном направлениях, была сооружена сторожевая крепость. Ее гарнизон насчитывал 50 стрельцов, во главе которых стоял стрелецкий сотник, по имени которого и была названа крепость — Павлов острог
  • Также сохранилась легенда о перевозчике Павле, который жил на берегу Оки и занимался перевозом. По всей вероятности, еще до возведения крепости, рядом с современным рынком была налажена переправа через Оку, по которой осуществлялась связь русского населения, проживавшего по течению Клязьмы, с мордовскими племенами, жившими в этой местности. В районе переправы находился постоялый двор и кузница для ковки лошадей, здесь проводились ярмарки, трудились рыбаки, лодочники и сплавщики леса. Перевоз появился в этом месте еще задолго до основания крепости — только этим можно объяснить, что в течение века название Павлов перевоз использовалось наравне с именем города Павлов Острог.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий