Южа

История

В 1556 году в грамоте князей Пожарских архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Михаилу упоминается «Южьской рубеж». В середине XVI века местность известна как «селище Южа». В 1645 году Южа значилась в вотчине Никифора Юрьевича Плещеева, потомка старинного московского боярского рода. Позднее принадлежала представителям родов Опочниных и Нарышкиных.

С 1859 года село Южа находилось во владении вязниковского помещика Ивана Протасьева, который решил построить там хлопчатобумажную фабрику. В 1860 г. на берегу озера Вазаль был построен первый трехэтажный корпус бумагопрядильной фабрики. В 1865 г. фабрика была куплена шуйским купцом Асигкритом Балиным и впоследствии стала известна как «Фабрика Балиных» или «Южская мануфактура». При покупке фабрика имела 13776 прядильных веретен, через двадцать лет, в 1885 г., фабрика имела 50136 прядильных веретн и 120 ткацких станков — из бумагопрядильной она превратилась в прядильно-ткацкую.[3][2]

В 1860-90-е гг. были построены многоэтажные краснокирпичные корпуса фабрики (прядильный и ткацкий), а также склады. К началу XX века Южа — крупный рабочий поселок.

После окончания советско-финской войны финская сторона передала советским военным властям 5,5 тыс. военнослужащих, попавших в плен. Все они были направлены в спецлагерь, созданный в Юже. Лагерь, обнесённый колючей проволокой, охранялся конвойными войсками НКВД. Заключённые в нём были лишены права переписки, свидания с родными и близкими. Место пребывания держалось в строгом секрете. Проверка длилась почти год. Значительная часть была осуждена. Оставшиеся весной 1941 г. были вывезены на Север. Дальнейшая их судьба неизвестна[4].

Прочие сведения

  • В начале 1900-х годов была построена и открыта линия Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог, соединившая Южу с городами Шуей и Балахной. Узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана в 1990-х годах, последний участок дороги — вблизи посёлка Мугреевского, ликвидирован в 2004 году. В настоящий момент в городе сохранилась насыпь с остатками шпал и перестроенное здание вокзала.
  • После окончания советско-финской войны (1939—1940) финская сторона передала советским военным властям 5,5 тыс. военнопленных красноармейцев. Все они были направлены в Южу, где был создан спецлагерь. Южский лагерь, обнесённый колючей проволокой, охранялся конвойными войсками НКВД. Заключённые в нём были лишены права переписки, свидания с родными и близкими. Оставшиеся в лагере весной 1941 года были вывезены на Север, дальнейшая их судьба неизвестна[32].

Достопримечательности

В городе сохранилась инфраструктура рабочего посёлка при фабрике XIX века. Нижеперечисленные достопримечательности следует рассматривать именно как части инфраструктурного комплекса.

  • Комплекс зданий ткацкой фабрики (середина-конец XIX века).
  • Озеро Вязаль с гидротехническими сооружениями.
  • Казармы для рабочих 1890-х годов (Советский проезд, дома 1, 3, 7, 9; Глушицкий проезд, дом 4)
  • Хлебозавод.
  • Магазин при фабрике, ныне — магазин «Центральный» .
  • Здание «Народного дома» при фабрике Асигкрита Балина (1910), Советская улица, дом 9 (архитектор Густав Гельрих, мастер московского модерна).
  • Здание «Высшего начального училища» при фабрике Балина (1913); Советская улица, дом 20; ныне в нём средняя школа № 3[29] (архитектор Гельрих).
  • Здание водонапорной башни (Большой Торговый переулок, 1901)
  • Здание богадельни (Советская улица, дом 15).
  • Остатки бани под дамбой озера Вязаль.
  • Комплекс строений дачи Балиных (улица Дача, дом 13).
  • «Балинский лес» — парк при даче Балиных с лиственничной аллеей.
  • Здание детской поликлиники в стиле конструктивизм (1929, Советская улица, дом 24).
  • Детский парк (угол улиц Арсеньевки и Советской).
  • Ансамбль центральной площади.

Достопримечательности, не связанные напрямую с фабрикой.

  • Мемориал-памятник «Танк „Южский пионер“» — танку, участвовавшему в Великой Отечественной войне, созданному на денежные средства, собранные южскими пионерами и школьниками в 1943 году (установлен в 2004 году)[30].
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери (сооружена в 1795 году; в 1862—1863 годах частично перестроена; в 1888 году обновлена[31].
  • Здание бывшего постоялого двора (улица Черняховского, дом 19).
  • Здание купеческого дома с характерной компоновкой помещений: лавка внизу, жилые помещения наверху (улица Труда, 1).

   В нашей автошколе весь процесс обучения направлен на единственную и самую главную цель –

 Основные принципы нашей работы: удобство, качество, надежность.

На практических занятиях вас будет сопровождать опытный инструктор, который в случае необходимости, поможет вам справиться со сложными ситуациями. Мы настолько профессионально подготовим вас к предстоящим экзаменам, что вы будете идти на них спокойно и уверенно, зная, что права вам точно удастся получить.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий